Главная » Наши гости » Валерий Бочков. О творчестве, свободе и любви
Валерий Бочков. О  творчестве, свободе и любви

Валерий Бочков. О творчестве, свободе и любви

 Писатель и  его миры

Валерий Бочков родился в 1956 г. в Латвии в семье военного летчика. Окончил художественно- графический факультет МГПИ в Москве. Писать прозу начал в 2005 г. В России публиковался в журналах «Знамя», «Волга», « Слово/World», «Новая юность», «Октябрь». Издается в Германии.  Лауреат Литературной Премии  2012 «ZA-ZA Verlag» в номинации «Малая Проза». Сборник рассказов «Брайтон Блюз» признан «Книгой Года». Победитель литературного конкурса «Московского Комсомольца» за 2012 год.  Лауреат международного литературного конкурса «Русская Премия» 2013 — роман «К югу от Вирджинии» (short list) . С 2000 года живет в Вашингтоне. США

В прозе Бочкова есть конструкция, арматура, скелет в огненной плоти его текстов, наросшей на стальных костях замысла и композиции… И когда все происходит НЕ ТАК, как думает читатель, – понимаешь: вот оно, искусство. Это – когда не ждешь. Это – когда веришь, а твою веру ломают о колено и выбрасывают обломки, и они летят – и на лету превращаются в живых белых голубей, и ты застываешь в дрожи чуда, того, в которое мы уже почти перестали верить.    Елена Крюкова

 

 
 
Валерий! В вашей прозе живет ощущение Вселенской свободы.
Несмотря на все сложности ситуаций, как правило, безвыходных для ваших героев при обыденном, ординарном взгляде на мир, выход всегда есть. Но он лежит в другой плоскости.
Что такое свобода лично для вас?
Непременное условие существования. Должен, безусловно, поблагодарить Советскую Власть – она действительна научила меня свободу любить – пионерия, комсомол, субботники – я до сих пор не выношу организованных групповых мероприятий. Даже замаскированных под заманчивый пикник или любопытную экскурсию. Любой намёк вызывает внутренний протест. В Ватикане, помню, я тут же отбился от группы, они искали меня два часа.
Всегда ли у человека есть выбор в реальной жизни?
Да. Просто не всегда варианты нам нравятся. Когда ты говоришь: «У меня не было выбора, поэтому я так и поступил», — что на самом деле ты имеешь в виду? Что пришлось выбирать из двух зол. Значит, был выбор.
Творчество – это свобода или крест, долг, обязанность перед людьми и Создателем?
Обязанность перед людьми и Создателем — это быть приличным человеком, к творчеству отношения не имеет.
Возможно ли творчество вне свободы?
Нет.
Когда вы почувствовали необходимость писать? Появилась тема, проблема, которая спровоцировала какое-то открытие?
Я всю жизнь был художником. Процесс создания параллельных миров одинаков и в живописи, и в музыке, и в литературе. Я решил использовать свой визуальный опыт в беллетристике и написать книгу, которую я бы сам прочитал с удовольствием. Так появился «Автопортрет с Луной на шее», роман технически несовершенный, чуть наивный, но честный и страстный. И жутко увлекательный. По нему даже хотели делать фильм, но от моего партнёра, что вёл переговоры, ушла жена, он занялся разводом, а самому мне лететь в Лос-Анджелес не хотелось.
Кстати, подзаголовок книги «Иллюстрированное пособие по экзистенциализму для начинающих», а экзистенциализм как раз и основан на том, что человек – это уникальное существо, наделённое душой и волей, существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода (как раз тема нашей беседы), которая подразумевает ответственность за результат своего выбора. Оборотной стороной свободы является ответственность. Как всё в этом мире — тут тоже существует баланс – “свобода – ответственность”. Хотя, на самом деле, всё не так занудно — в книге речь идёт о сексе и войне, смерти и насилии, о творчестве. И, конечно, о любви.

Читая ваши книги, начинаешь думать, что вы открыли какой-то волшебный секрет или нашли портал, через который принимаете все, что лежит в небесной библиотеке.

 Что для вас творчество?

На мой взгляд, творчество единственная божественная черта в человеке. Творец – художник, поэт, кондитер – неважно, в яркий момент творческого экстаза непременно ощущает эту связь. Связь с Создателем, с Космосом. Это как полёт, как падение в бездну, жутко и радостно, а главное, всё ясно – смысл и суть, машинерия Вселенной. Абсолютный восторг – наркотики и алкоголь ни в какое сравнение не идут.
На что похож этот процесс?
Как говорит мой знакомый американский критик – взрослые интеллигентные люди, которые без дотошной планировки не устраивают свадьбу, без чертежей не сколотят собачью будку, без подготовки не станут сажать редиску, отчего-то считают акт написания литературного произведения чуть ли не самопроизвольным процессом. Вроде извержения вулкана. Когда всё само собой бурлит, взрывается и грохочет.
Необходимо планирование, нужна структура, вдохновение – безусловно, без страсти текст будет мёртв. Может быть, красив, гармоничен, но мёртв.
Процесс похож на строительство собора. Вообразите Нотр-Дам или Шартр – можно такое создать на одном вдохновении? Нужны чертежи. Нужно понимание всей конструкции. Собор должен быть величав, но не грузен, он должен парить, стремиться вверх. Нужны финтифлюшки – гаргульи, химеры, фигуры святых по фризу – куда ж без них? Нужны витражи, нужна роза – глаз Божий, сердце собора, его Солнце. Но главное, главное – внутри собора. Внутри должен быть свет. Потому что какой это храм, если там темно?

Записала Ольга Грэйт

 

 

Публикации в России

Один комментарий

  1. Спасибо за знакомство с интересной личностью и талантливым писателем!

Ответить

Адрес Вашей электронной почты не будет опубликован.Помеченные поля обязательны к заполнению *

*

[googlec8da2d5ff1fa14e9.html]